var5.jpg
Вряд ли любая другая крепость может занять столь значительное место в Германской истории, как Вартбург. Этот замок в первую очередь знают и упоминают благодаря Мартину Лютеру, который занимался здесь переводом Святого Писания на немецкий язык, у этой по истине выдающейся крепости намного больше и насыщенее разными событиями история. С замком Вартбург связана также и Вартбургское празднество, а также “Вартбургская война”.

Недалеко от сегодняшнего Эйзенаха, где расположена Вартбургская крепость, впервые упоминается в летописях и разных документальных свидетельствах в 1080 году. «Людвиг Прыгун», который очень хотел и укрепить, и подтвердить власть, могущество и силу династии Людовингеров, посчитал, этот замок выгодным из стратегической точки зрения при попытке колонизировать Тюрингию. Около ста лет прошло с тех пор (1131) и клан Людовингеров стал ландграфским, а Вартбуржская крепость – это была в то время их местная резиденция. В начале 1172 года правитель Людвиг III принял решение придать ей еще большей роскоши и, что наступил тот час, когда надо увековечить этот статус в архитектуре Вартбурга. По его приказу было построено еще одно строение – это трехэтажный дворец выполнен в стиле, приближенном к романскому, который в это время считается одним из основных примеров в классике архитектуры замков. Возле его аркад находится проход, а на верхнем этаже очень светлая и просторная праздничная зала, вместимость которой порядка нескольких сотен людей.

Во время правления ландграфа Германа I Вартбуржская крепость с конца XII века приобретает славу одного из самых культурных очагов – центров Европы того времени. Вольфрам фон Эшенбах – немецкий поэт с начала XIII в. обитал при дворе, а Вальтер фон дер Фогельвейде у всех своих творениях воспевал и восхвалял заслуги Германа I в отрасли скусства. Именно этот человек, как многие считают, был инициатором состязаний миннезингеров, которое вошло в историю мировой литературы как “Вартбургская война” и которое было использовано в опере “Тангейзер” постановки Рихарда Вагнера. Проведение такого, так сказать, чемпионата было весьма возможным, потому что похожие “турниры”, состязания трубадуров проводились часто в большинстве австрийских и швабских дворов, но все это точно доказать практически невозможно. Великолепная фреска сделанная Морицом фон Швиндом увидела свет лишь в середине XIX столетия и по своей сути это всего лишь предположение о том, как бы могли или как проводились подобные соревнования между поэтами.

То, что Мартин Лютер, который как известно, был реформатором находился в крепости даже сомнениям не поддается, в отличие от этой войны поэтов – “Вартбургской войны” . В мае 1521 года Мартин Лютер нашел убежище или пристанище в Вартбурге, после того, как его объявил вне закона, Вормский рейхстаг. Под чужим именем – именем юнкера Йорга этот великий человек пару месяцев обитал в крепости, писал разные труды о своем реформаторском деле и занимался переводом на немецкий язык Нового Завета. Таким способом Мартин Лютер начинал готовить почву под Реформацию, целью которой по его мнению было – вернуть всем христианам былую религиозность с библейской точки зрения, а также избавиться от многих недостатков церкви. Беспощадная критика папства во всех его проявлениях, а также критика некоторых католических канонов в итоге и стала причиной раскола паствы на протестантов ну и католиков. Художник Лукас Кранах Старший написал эту по истине эпохальную личность. Картина называлась “Портрет Мартина Лютера в образе юнкера Йорга”. Эта его работа, как и множество других работ, и первые печатные труды Мартина Лютера и взывания к протестантизму можно усмотреть, если посетить Вартбург.

В середине октября 1817 года в Вартбуржской крепости прошло празднование 300 лет со дня начала Реформации и 4-х лет со дня Лейпцигского сражения 1813 года, которое также называют «Битвой народов». Она была между Наполеоновской армией и союзными войсками Пруссии, Австрии, Швейцарии и России. Студенты поджигали все документы, а именно, государственные акты, а также их основным требованием было объединение Германии. Вартбургское празднество – это была некая либеральная и патриотическая демонстрация, направленная против всех завоевателей и манифестация, которая положила начало национальному движению в Германии.

Иоганн Вольфганг фон Гете окрестил этих студентов “горячими головами”. И все же именно он, кто частенько бывал в Вартбурге, сумел побудить герцога Карла Августа, и доказать всем, что полностью разрушенная крепость есть не что иное, как символ немецкого народа. И в 1838 году, при Карле Александре, началась полная и основательная реставрация крепости, причем главное внимание там уделялось романтической идее показать Вартбург рыцарским замком, как это себе представляли в XIX в., а не столько восстановлению средневековых строений.

Вартбургский замок был дополнен воротами, главной башней, Рыцарской ванной и дирницем. Роскошные фрески Морица фон Швинда, которые послужили внутренней отделкой не имеют ничего общего с очень скупыми интерьерами, присущими раннему Средневековью. Да и собственно со старой крепостью тоже. И все-таки восхищение и радость короля Людвига II, который посетил крепость в 1867 году стало доказательством того, насколько успешно и точно отреставрированный замок совпадал с представлениями современников о эпохе Средних Веков. Именно Вартбургская крепость, по мнению многих исследователей и подтолкнула короля к созданию еще одного шедевра мировой архитектуры – Нойшванштайна.

Реставрационные работы, проведенные позднее, старались наоборот учитывать как изменения, привнесенные во времена увлечения историзмом, так и подлинный средневековый колорит крепости.

Мистическая крепость

15 марта 1938 года ранним утром жители окрестностей были перепуганы и разбужены звуками моторов: по извилистой горной дороге, которая плелась до вершины горы и Вартбуржской крепости, двигалось много машин. Вартбург просто излучал какую то таинственность и секретность. В тот день там собрались все ясновидцы и предсказатели Третьего Рейха. Не для кого не секрет, что Адольф Гитлер очень сильно верил во все мистическое и оккультное и он думал, что все такие мироприятия должны происходить в загадочных местах, коим он считал и крепость. Но все прорицатели не предсказали Германии ничего хорошего. После этого фюрер был взбешен, он был вне себя от злости. Потом все, кто участвовал в этом собрании исчезли без вести.

Еще одни сплетни или слухи ходят о том, что именно в этом мистическом месте Мартин Лютер бросил чернильницей в дьявола, который явился ему. Легенды утверждают, что на стене с тех пор иногда появляэтся темное пятно от чернил, смыть которое невозможно.
Толстые стены замка знают немало подобных легенд. Сейчас замок стал концертной сценой. Большое число туристов приезжают ежегодно сюда для того, чтобы насладиться выступлением выдающихся исполнителей и, конечно, насладиться неповторимой красотой самого замка, который занял уверенное место в списке культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник – http://archigermany.ru