ka1.JPGКаждый, кто впервые попадает на знаменитый узбекский базар, обязательно заходит в мастерские ремесленников, изделия которых поражают своим великолепием и национальным колоритом. Здесь изготавливают и продают деревянные детские люльки, изделия, отделанные золотым шитьем, национальные сундуки и, конечно, узбекские ножи «пичак» в кожаных или латунных ножнах. Украшенный витиеватым орнаментом клинок, покрытая цветным узором рукоять приковывают взгляд и восхищают тонкостью работы мастеров чеканного и кузнечного дела.

Национальные ножи являются одним из ярких предметов материальной культуры узбеков. Будучи незаменимым помощником в быту и выразительным атрибутом традиционного наряда, они существовали и развивались вместе с историей народа. Мастеров, изготавливающих ножи, называли «пичакчи» или «сузангар», они компактно проживали в центральных районах узбекских городов недалеко от своих мастерских. Это ремесло еще в древности выделилось в одно из самых почетных и востребованных. Национальные ножи очень многофункциональны, они использовались в хозяйстве и в производстве, являлись украшением и сувениром. В быту каждый из них имел свое предназначение, форму и название: нож для теста «норин-пичак», орудие мясника – «кассоб-пичак», подарочный – «бола-пичак», складной нож для стариков – «чол-пичак». С ножами в узбекской культуре связывали много традиций и поверий, народ наделял их магическими свойствами амулетов. Положенный под подушку младенца, он был призван охранять его от злых духов, заболевшему человеку клали на голову лезвие, оберегая этим его здоровье. Люди верили, что нож, приложенный к месту укуса ядовитой змеи, – верное противоядие. Мастера народных промыслов считали воду, используемую при обтачивании лезвия, способной излечить от болезней, а к ножу относились как к священному предмету.

В Узбекистане клинок всегда считался почетным и желанным подарком, для сувениров отбираются штучные работы известных мастеров. «Пичак» дарили молодому джигиту, достигшему совершеннолетия, или мудрому аксакалу в знак почтения и уважения. Подаренный нож становился своеобразным оберегом, защищавшим дом и семью от всех напастей и несчастий, он был дорог сердцу каждого мужчины.

Узбекские ножи различаются не только по своему предназначению, но и по материалу, декору и способу изготовления. Это определяется особенностями местных традиций, ремесленными уставами, которые веками выработали локальные школы мастеров. Известными центрами по сей день считаются Хива, Бухара, Самарканд, Чуст, Карасу, Шахрихан. Хивинские ножи имеют изысканную форму, вдоль всего стального лезвия вьется широкая лента резного узора. Особенность чустских «пичаков» – причудливая удлиненная форма с изогнутым вверх лезвием и вниз рукоятью. Изделия карасувских мастеров отличаются формами рукояток, роговых, деревянных или собранных из колечек различных материалов. Шахриханские ножи – широкие, с черно-фиолетовым отливом, инкрустированные цветными камушками. Мастера, чьи имена были широко известны на всю округу и за ее пределами, старались работать на заказ. Они использовали сталь, которую закаливали особым способом, держа его в строжайшей тайне, на лезвие обязательно ставилось фамильное клеймо. Украшение и оформление ножей – воплощение богатой фантазии и виртуозности народных мастеров. Они выплавляют рукояти из металла, вытачивают их из кости, дерева, рогов животных, собирают из различных деталей. Поверхность ремесленники покрывают растительным и геометрическим узором, перламутром и полудрагоценными камнями. Очень популярна особая техника, когда мастер забивает в рукоять оловянные гвоздики, которые образуют причудливый орнамент. Деревянные ножны ремесленники традиционно обтягивали кожей, оковывали металлом и наносили орнамент. Ученые считают, что узоры, покрывавшие узбекские ножи, символизируют солнце, дарящее жизнь, и воду.

Изделия народных ремесленников, которыми с древних времен славится наша земля, вызывают истинный восторг и восхищение, являясь подлинным украшением и произведением искусства. Блеск и ажурный орнамент клинка, изящный и символичный узор рукояти рассказывают о многом, что хранит историческая память узбекского народа.

Нигора Абдукаюмова